Тел.:(423) 2-500-212

Направления для детей от 0 до 3 лет и занятия от 3 до 6 лет реализует Детский центр развития "Вершина Монтессори"
Направление "Детский сад - школа" реализует ЧОУ школа - детский сад "Вершина Монтессори"

Второй обучающий тур в Голландию «К Вершинам Монтессори»

16.01.2015 13:17

   В ноябре 2014 года представители российского Монтессори-сообщества в очередной раз посетили Голландию в рамках обучающего тура «К Вершинам Монтессори». Организаторами тура выступили официальный дистрибьютор компании «Нинхаус Монтессори» в России – Региональный Базовый Монтессори центр «Вершина» совместно со своим генеральным партнером по центральному региону – компанией ООО «МосМонтессори».

   Тур проходил при поддержке нашего партнера из Голландии – компании «Нинхаус Монтессори». Компания «Нинхаус» – это не просто производитель и продавец Монтессори-материалов. Эту компанию можно смело назвать носителем идеологии системы Монтессори. «Нинхаус» не только производит материалы, качество которых подтверждено сертификатом АМИ на предмет строгого соответствия методу, но и проводит большое количество мероприятий, связанных с качественным внедрением Монтессори-метода. «Нинхаус» организует лучшие мастер-классы, участвует в самых масштабных Монтессори-конференциях по всему миру не только с выставками-продажами, но и с лекциями о методологических основах Монтессори-материалов. С 2012 года компания ежегодно проводит Европейский Монтессори-ретрит. Это уникальное объединяющее мероприятие, на котором собираются представители Монтессори-сообщества всех Европейских стран, выступают с лекциями и тренингами лучшие Монтессори-тренеры Европы, у участников есть возможность познакомиться, узнать что-то новое, поделиться практическим опытом между собой.

   В этом году нам удалось договориться с принимающей стороной и совместить обучающий тур с участием в третьем Европейском Монтессори-ретрите. Таким образом, российской делегации удалось не только познакомиться с Голландской системой Монтессори-образования, но и послушать замечательные лекции по Монтессори-педагогике у известных европейских лекторов.

   Нам бы хотелось подробно рассказать и поделиться впечатлениями о нашей поездке от лица как организаторов, так и участников группы.

Наша группа - организационные моменты

   Несмотря на большой интерес со стороны желающих принять участие в данном туре, мы формируем группу не более 8 человек. И это очень важно, так как в таком составе каждый участник группы успевает задать все свои вопросы, которые возникают при посещении школ, получить на них подробные ответы или даже организовать дискуссию. Спросить всегда есть что, так как школы, которые предлагаются для посещения в туре, – одни из самых авторитетных, временем и качеством работы заслужившии признание в своей стране. Попасть в них самостоятельно непросто, поэтому вопросы возможности посещения всех школ решает компания «Нинхаус». Расположены школы не одном городе, приходится перемещаться на достаточно длительные расстояния, но благодаря предоставленному компанией «Нинхаус» транспорту, выделенному для тура, это не только не утомительно, а, напротив, очень даже приятно и познавательно – с комфортом проехать по окрестностям этой красивейшей и богатой национальным колоритом страны.


      Тур уже становится традиционным проводить в ноябре – в этот период Голландия по-особенному красива! 

          Участники нашей группы были из разных городов России, поэтому мы заранее договорились, что часть группы встречается в аэропорту в Москве, остальных мы встречали в аэропорту в Амстердаме. 

 
Первая встреча группы в Москве
 
Прилетев в Амстердам, мы сели на междугородный поезд и отправились в маленький голландский городок Зельхем, который находится в 2 часах езды от Амстердама. В Зельхеме расположен головной офис компании «Нинхаус», там же проводится Европейский Монтессори-ретрит.
 
   Наше путешествие в Зельхем на поезде
 
Программа тура

       Программа тура была подготовлена при тесном сотрудничестве с голландской стороной. Наши партнеры с огромной ответственностью подошли ко всем нашим пожеланиям и предложили нам очень интересную, насыщенную, четко организованную по времени программу.
 
Программа включала в себя:
 
·         участие в 3-м Европейском Монтессори-ретрите;
 
·         экскурсия по шоу-руму компании «Нинхаус Монтессори»;
 
·         экскурсия в музей Марии Монтессори;
 
·         посещение трех Монтессори-школ;
 
·         посещение места захоронения Марии Монтессори;
 
·         экскурсия в офис АМИ (AMI).
 
3-й Европейский Монтессори-ретрит

   Первой частью нашей программы было посещение Монтессори-ретрита. Главной причиной роста популярности этого мероприятия можно назвать качество программы. Ретрит всегда поддерживают многие АМИ-тренеры, учителя, прошедшие АМИ-обучение, и другие последователи Монтессори-педагогики, обладающие широкими знаниями. Основная идея форума – встреча представителей Монтессори-сообществ разных стран и обмен опытом в неформальной обстановке. В 3-м Европейском Монтессори-ретрите участвовало более 100 человек из 24 стран!
 
В этом году тема ретрита была очень интересной, полезной и актуальной: «О важности рассказывать истории детям». В качестве лекторов вы­ступили всем известные в Монтессори-сообществе тренеры: Патрисия Волнер, основоположник данного мероприятия, Мадлена Ульрих, АМИ-тренер 3–6 из Норвегии и Карла Фостер, АМИ-тренер 6–12.
 
Патрисия Волнер прочитала лекцию на тему «Истории и книги для самых маленьких». Очень важен детский возраст от 0 до 3 лет, и не стоит недооценивать способности детей этого возраста воспринимать истории и книги. Маленькие дети любят рассказы и стихи, они приобретают любовь к книгам, если будут иметь к ним доступ с самого раннего возраста. Патрисия поделилась, как рассказывать истории малышам, на какие характеристики ориентироваться при выборе детских книг, рассказов и стихов. Самое важное, что тексты и картинки в книгах должны быть понятны детям. Если в книге нарисованы животные, то это должны быть настоящие животные. Было очень интересно посмотреть подборку рекомендованных книг для детей и узнать, как самим сделать простые книжки для самых маленьких, используя детские рисунки.
 
Мадлена Ульрих поделилась своим опытом, как помочь нашим 5-летним детям стать творческими людьми. Для этого очень важно понимать всю ценность устной речи в классе. Для того чтобы пообщаться на какую-либо тему, нужны не просто слова и обширный словарный запас, но и радость и эмоции, которые испытываешь в процессе повествования историй. На ретрите Мадлена поделилась опытом, как рассказывать истории во всех предметных областях, превращая сухие факты в увлекательные сказки.
 
Карла Фостер, рассказала, как использовать рассказывание историй и писать песни для работы с лентой времени.
 
В этом году для российской делегации был организован профессиональный перевод ретрита силами нашего генерального партнера, компании «МосМонтессори». В качестве переводчика нам помогала заместитель директора Московской Монтессори-школы Елена Гонева. Участники российской группы, не владеющие английским языком, имели возможность прослушать все темы лекций на русском языке.
 
Хочется немного поделиться впечатлениями участников российской группы о ретрите:
 
Коренева Саида Эдуардовна, ООО «ДЦР «Умка» и АНО ДО «Умка»: «Было важно ещё раз убедиться в эффективности и значимости придумывания и рассказывания историй детям. Кроме того, правильность, логичность построения историй».
 
Хробостова Наталья Витальевна, МБДОУ «Детский сад № 53» г. Череповец: «Вся информация была интересна. И теорию необходимую рассказали, и практически поработали».
  
     3-ий Европейский Монтессори-ретрит
 

        
Участники российской группы на Монтессори-ретрите


         

         
Практическая работа на ретрите 

 
    Город Зельхем, где проходил ретрит, оставил теплые и приятные воспоминания: это маленький городок, не обладающий развитой туристической инфраструктурой, поэтому все участники мероприятия проживали в близлежащих от Зельхема городах. Наша группа остановилась в тихом спокойном семейном отеле, очень дружелюбном и с прекрасным сервисом. Дорога до офиса «Нинхаус» составляла порядка 20 минут вдоль фермерств и деревенских улиц с красивыми европейскими домами, вдоль полей, где можно было увидеть свободно пасущихся лошадей, пони, коров, овец, гусей. Маленькие города, фермерства, природа, свежий воздух, размеренность, неторопливость местных жителей – все это было очень необычно для нас, привыкших к городской суете и быстрому ритму жизни. Здесь, казалось, все проходило в каком-то замедленном действии. Очень здорово, что ретрит проводится именно в этом отдаленном от большого города месте и у участников есть возможность увидеть Голландию во всем ее многообразии.

 
Отель «Ruimzicht», где проживала наша группа

Компания "Нинхаус Монтессори"
     
     Наш партнер, производитель Монтессори-материалов мирового уровня, организатор Монтессори-ретрита – «Нинхаус Монтессори» – это компания, которую выбрала сама Мария Монтессори для производства своих дидактических пособий. Уже более 80 лет компания производит Монтессори-материалы высочайшего качества. Материалы фабрики «Нинхаус» отличаются прочностью, долговечностью, внешней привлекательностью и на 100% удовлетворяют всем требованиям методики. Все материалы «Нинхаус» взаимосвязаны, так как принцип космического образования очень важен в процессе изготовления материалов.
 
   Материал должен «манить» ребенка начать работать с ним, поэтому «Нинхаус» очень много внимания уделяет эстетичному виду материала. Его привлекательность, несомненно, говорит сама за себя – он яркий, блестящий, искрящийся!
 
   Экологичность – одно из достоинств материалов «Нинхаус». Используемые краски и лаки совершенно безопасны для детей, даже если самые маленькие монтессорийцы вдруг решат попробовать материал на зуб!
 
   У компании «Нинхаус» – самый широкий в мире ассортимент материалов для детей от 0 до 12 лет.
 
   Очень важно, что в течение круглого года 99% материала есть в наличии на складе компании. Фактически нет необходимости досылать, ждать и встречать материал несколькими партиями. Более того, несмотря на удаленность компании от России, доставка материалов в Москву занимает всего лишь 1 месяц. Материал также можно самостоятельно вывезти из Европы.
 
   Все, кто когда-либо работал с материалами «Нинхаус», знают, что более качественного Монтессори-материала в мире нет, и срок его эксплуатации в полной мере оправдывает его стоимость.
 
Директор компании "Нинхаус Монтессори" – Кристиан Виллемсен и 
Анна Палиенко - представитель ООО РБМЦ "Вершина", официального дистрибьютора "Нинхаус" в Росcии
  
Шоу-рум компании «Нинхаус Монтессори»

 
        

        

        

        

          
Склад компании «Нинхаус Монтессори»
        

       

Музей Марии Монтессори
 
     Компания «Нинхаус» очень бережно относится к наследию Марии Монтессори и хранит у себя первые материалы, которые она разработала, а компания «Нинхаус» произвела для нее. На территории шоу-рума компании функционирует музей Марии Монтессори, где можно познакомиться с основными вехами ее жизни и деятельности. Директор компании «Нинхаус Монтессори», Кристиан Виллемсен, провел занимательную экскурсию по музею, мы смогли увидеть самые первые материалы, с которыми работала сама Мария Монтессори.  

Музей Марии Монтессори


          
 Первые материалы фабрики «Нинхаус»


         

         

Впечатлениями от посещения компании «Нинхаус» поделилась с нами Монтессори-педагог Мария Вячеславовна КозловаМБДОУ ДС 53, г. Череповец: «Великолепные материалы, огромное разнообразие… И музей самых первых вещей, предметов, с которых выросло все это великолепие… Замечательное качество, которое ощущается руками!»
 
        После насыщенной программы в г. Зельхеме мы отправились в Амстердам.
 
Главный вокзал в Амстердаме
 
Каналы Амстердама

Ресторан традиционной голландской кухни
       
 
Посещение Монтессори-школ Голландии

     Нам было предложено посетить три Монтессори-школы. Каждая из них уникальна по-своему, в каждой участникам удалось найти что-то ценное и интересное для себя, увидеть что-то полезное, что можно будет внедрить в свою деятельность.
 
«DelftseMontessorischool» – первая школа, которую мы посетили. Директор школы очень дружелюбно встретила нашу группу, показала школу, рассказала ее историю. Немного рассказала о голландской системе образования в целом и Монтессори-образовании, в частности.
 
«DelftseMontessorischool» – очень старая школа, построенная в 1961 году. В школе обучается 200 детей до 12 лет – это начальная Монтессори-школа. Есть 1 группа детей с 2 до 4 лет, что является очень редким для Голландии. Обычно дети начинают посещать школу с 4 лет. Классы делятся по возрастным группам: 4–6 лет, 7–9 лет, 10–12 лет – это структура любой начальной Монтессори-школы Голландии. Обучение бесплатное, за счет государства. Далее, в 12 лет, дети сдают государственный экзамен, по результатам которого поступают в high-school. Чем выше балл по выпускному экзамену, тем в более престижную школу может поступить ребенок. Обучение в high-schoolплатное. В Голландии есть несколько Монтессори-high-schools, но в них очень большой конкурс, и поступить в них можно только по рекомендации из начальной школы. Во всех Монтессори-школах Голландии в классе по 30 детей и 1 педагогу. Педагог полностью отвечает за весь образовательный процесс, включая дополнительные занятия: музыку, работу в творческой мастерской, физкультуру. Очень редко, когда школа может себе позволить дополнительных педагогов.
Хочется в нескольких словах остановиться на дизайне этой школы, так как практически все Монтессори-школы Голландии внешне очень похожи. Уникальность зданий школ заключается в том, что школы небольшие, занимают один или два этажа, внешне здания похожи на коробки. Дизайн этой школы сделал известный голландский дизайнер специально по запросу школы о правильном построении пространства для Монтессори-занятий. В школе очень много дневного света. Окна спроектированы очень низко, специально под рост детей, есть окна на крыше, также для максимального проникновения света.   

«DelftseMontessorischool»


         
  Встреча с директором школы
       
Просторные коридоры школы, где дети свободно могут передвигаться, отдыхать, читать, в том числе во время учебного процесса
 
Библиотека школы
        
 
 
Столовая
   
 
        
 
 
        
  
 
Мастерская

Комната отдыха

Школьный огород
 
  Вторая школа, которую мы посетили, называется«MontessorischoolHoofddorp». Школа очень просторная, тоже интересная по дизайну. В школе обучаются дети с 4 до 12 лет. Изюминка этой школы – в расположении классов. В каждом крыле школы расположено по три класса с общим объединяющим пространством для проведения презентаций и совместной работы всех трех классов. Все стены между классами стеклянные. То есть ребенок из одного класса, увидев в другом классе интересную для себя работу или проект, может присоединиться к другому классу. В каждом классе висит большой монитор для презентаций, которые дети делают самостоятельно. В этой школе мы встретили русскую семью. Мама девочки, которая обучается в этой школе, рассказала, почему они выбрали именно эту школу, в чем она видит преимущества. Она настолько восторженно рассказывала об образовательном процессе, о психологическом климате в школе, что это было для нас очередным подтверждением того, что Монтессори-образование – лучшее, что мы можем предложить своим детям.
 
   В школе мы понаблюдали за учебным процессом, посмотрели, как проходят «круги». Примечательно, что «круг» – это плод сугубо детской активности и ответственности, педагог как равноправный участник лишь слегка направляет беседу; во всем остальном, несмотря на серьезность и сложность темы, процессом руководят дети – они дискутируют, внимательно выслушивая позицию каждого, и на условиях договора принимают общее решение.
 
   Обучение в школе начинается с 9.00, а в 15.00 школа закрывает свои двери. Когда у родителей нет возможности забрать ребенка в это время, ребенку разрешается находиться в здании школы самостоятельно, почитать в библиотеке или заняться самоподготовкой. Такое случается крайне редко и не поощряется. Между обучающими процессами (уроками) у детей есть перерывы, обязательно есть часовая прогулка, перерыв на обед, который чаще всего проходит в классах, а еду дети приносят из дома. Обычно обед в Голландии состоит из сэндвича и сока или молока (сэндвичи дети едят с самого раннего возраста – это культурная особенность страны). Полноценного обеда, состоящего из «первого, второго и компота», как у нас в России, там нет.
 
   Родители очень активно участвуют в жизни школы, все праздники организуются совместно. В Голландии родители, которые приводят детей в Монтессори-школы, делают это осознанно: так как начальное обучение во всей Голландии бесплатное, и родители могут выбирать любую школу, то и разногласий с родителями по поводу образовательного процесса и принципов обучения по Монтессори-системе у школ не возникает. Перед поступлением в школу для новых родителей и ребенка обязательно проводится экскурсия по школе, они могут свободно пообщаться с учениками школы и принять решение.
 
   Участник нашей группы, Мария Козлова (Череповец), осталась под большим впечатлением от этой школы: «Очень понравилась школа, светлая, легкая; развивающая среда аккуратная, упорядоченная. Доброжелательные и улыбчивые педагоги, в первую очередь в общении с детьми. Была возможность понаблюдать занятие на «круге». В целом в этой школе я ощутила такую добрую энергетику, что захотелось самой там немножечко поработать (и как ребенку, и как педагогу)».
 
MontessorischoolHoofddorp


       

        
Просторный холл школы
       

       

Учебные классы


         

         

         

        
Мастерская
 Склад

 
   Третья школа «R.K.MontessorischoolNoordwijk» находится в городе Нордвийк. Этот город тесно связан с жизнью Марии Монтессори. Здесь находится дом, где она жила, здесь находится место ее захоронения. Это очень красивый маленький городок на самом берегу моря, приехав сюда, мы поняли, почему она выбрала для проживания именно это место. Монтессори-школа, которую мы посетили, существует уже очень давно, а в прошлом году они переехали в новое здание. Школа разделяет одно большое здание с обычной государственной школой. Это очень красивая, светлая, просторная школа, которая больше всего понравилась нашей группе. В ней обучается 150 детей. Директор школы организовала чудесный прием для нас, рассказала о школе, учителях, детях, родителях. Было интересно узнать о системе мониторинга, которая очень приближена к современным условиям развития общества, где все большее место занимает компьютеризация всех процессов. В школе есть компьютерная программа, в которую педагог ежедневно заносит определенные показатели по каждому ребенку, его учебную деятельность. Открыв эту программу, в любой момент можно посмотреть успешность ребенка по каждому предмету, социальные, психологические аспекты. Программа автоматически формирует индивидуальную программу для каждого ребенка, и педагог всегда знает, на чем сейчас нужно фокусировать внимание. У каждого ребенка в этой школе с 9 лет есть индивидуальный планшет, который синхронизирован с этой общей системой. В планшете ребенок видит свой индивидуальный план обучения, тесты, которые он должен сдать по тем или иным темам. Таким образом, он самостоятельно контролирует свою собственную программу обучения. Большим удивлением для нас было знакомство с двумя мальчиками из России, которые учатся в этой школе. Один из них учится всего год и хорошо помнит русский язык, он и провел для нас экскурсию по школе на русском языке.
  
«R.K.Montessorischool Noordwijk»


        
   На входе в школу мы увидели вдоль стены очень красивую розовую башню высотой до 2 этажа. Директор школы рассказала, что это идея одного папы (родителя), который сохранил пропорции башни и установил ее в качестве подарка школе.  
Розовая башня – подарок школе
 
Встреча с директором школы
 
Учебные классы


         

         

        

           
Библиотека школы

Музыкальный зал
 
 Площадка вокруг школы

Стадион

 
Подводя итог нашей поездке по школам, хочется заострить внимание на том, что Монтессори-образование в Голландии очень популярно. Все педагоги в школах проходят обучение по системе Монтессори. Немного удивительным для участников нашей группы было то, что Монтессори-процесс в классах проходит очень непринужденно, дети довольно-таки активно общаются между собой, в классах достаточно шумно. Тем не менее, дети, которые с чем-то заинтересованно работают, не обращают внимания на эти естественные шумы. Как заметила одна из участниц нашей группы: «В наших школах мы стремимся к тишине во время Монтессори-процесса, а здесь на это не обращают никакого внимания». Директор школы на это ответила: «Это все естественно, дети так всегда ведут себя. Мы не готовили детей к вашему приезду, поэтому это обычная рабочая обстановка в классах. Кому мешает шум, могут свободно уйти в коридор или библиотеку».
 
Посещение офиса АМИ (AMI)
 
На этой школе наша программа знакомства со школами закончились. Вдохновленные духом этого прекрасного города, мы вернулись в Амстердам, где нас ждали в еще одном замечательном месте, прямо связанном с деятельностью Марии Монтессори. Это офис АМИ (Международной Монтессори-ассоциации). Офис АМИ располагается в доме, где жила и работала Мария Монтессори. Сотрудники АМИ трепетно хранят и берегут ее мебель, вещи, книги. Мы увидели ее кабинет, ее рабочее место, увидели фотографии ее семьи. Сейчас там все в точности так, как было при ее жизни. Мы услышали очень интересные факты из ее биографии, историю ее деятельности. Это было то место, где каждый почувствовал свою принадлежность к действительно важному делу, которое было заложено этой великой женщиной. Это было то место, где каждый понял, что является последователем грандиозной идеи, которая постепенно меняет мир и завоевывает сердца все большего количества людей на планете.

Наталья Хробостова (Череповец)«Волшебное, загадочное место для меня. Я в восторге от проведенной экскурсии, от увиденного. Возможность сделать свои записи – это прикосновение к истории».

Мария Козлова (Череповец): «Прикоснуться к истории всегда впечатлительно, а погрузиться в атмосферу жизни человека, которого считаешь своим Учителем, особенно волнующе. Поэтому экскурсия в офис АМИ мне запомнилась, прежде всего, посещением кабинета Марии Монтессори, рассказом о некоторых фактах из ее биографии, фотографиями, книгами, бережным отношением людей, на которых возложена миссия хранителей этой истории».

Саида Коренева (Москва)«Впечатления непередаваемые, настолько всё пропитано историей жизни самой Марии Монтессори, и возможность прикоснуться к музейным экспонатам дорогого стоит для любого педагога, стремящегося приблизиться в своей работе к эталонам всей системы».

Кабинет Марии Монтессори
         
Рабочее место Марии Монтессори

Портрет ее сына, Марио Монтессори, который был ее верным последователем и основателем Монтессори-ассоциации

 
Все еще под впечатлением от увиденного и услышанного, мы отправились на экскурсию по ночному Амстердаму, прокатились по каналам этого города. Каналы – это визитная карточка Амстердама, также как велосипеды и прекрасные дома с необыкновенными крышами.
  
Экскурсия по каналам Амстердама
 
 

В заключение хочется сказать, что Голландия – это страна, сочетающая в себе богатое культурное наследие, современные взгляды и дух полной свободы. Сочетание исторических первооснов Монтессори-педагогики с новыми смелыми взглядами, пропитанное духом свободы Нидерландов, является хорошей базой для результативной Монтессори-педагогики. Именно в Голландии каждый сможет найти свой мостик на пути к вершинам Монтессори. Именно там каждый откроет для себя мир Монтессори во всем своем многообразии.

Нам приятно поделиться отзывами о поездке от участников тура:

Светлана Борисова (Краснодар): «Слово ретрит и сейчас вызывает в душе очень много позитива! Не могу о нем не сказать. Спасибо огромное, большое, всеобъемлющее за возможность прикоснуться к реликвиям Марии Монтессори! Спасибо Вам за высокий уровень организации нашей поездки и Ваше трепетное проникновенное отношение к различным, но очень значимым для нас, мелочам. Уже сегодня хотим поехать на следующий тур!»

Наталья Хробостова (Череповец): «Не было ничего неинтересного и неполезного, каждый момент поездки был чем-то интересен, познавателен, значим. Теоретический материал мы применим при организации образовательного процесса. Увиденное в школах применим при организации среды. Очень много информации было получено из общения с нашей группой. Бесценно было услышать опыт каждого участника. Я думаю, не зря мы все встретились в нашей маленькой, но профессиональной компании. Хотелось бы поддерживать связь со всеми. Этот ретрит – маленький, но очень значимый кусочек нашей жизни».

Саида Коренева (Москва): «В целом, поездка была замечательной, впечатляющей. Программа – насыщенной и интересной. Огромное спасибо всем организаторам! Очень надеюсь на новые поездки и встречи

Хочется поблагодарить участников нашей группы за сотрудничество и приятные эмоции во время поездки!

А всех, кто хотел бы посетить 4-й Европейский Монтессори-ретрит, посетить Монтессори-школы Голландии, приглашаем в наш следующий тур «К Вершинам Монтессори» в ноябре 2015 года. Напоминаем, что ввиду немногочисленности группы и ограниченного количества мест заявку на участие необходимо выслать заранее.

Заявки на участие мы принимаем на электронную почтуmontevl@mail.ru Присылайте нам свои контакты, мы обязательно с вами свяжемся.

 

Второй обучающий тур в Голландию  «К Вершинам Монтессори»
вернуться на главную