НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА , ШКОЛА МОНТЕССОРИ - ШКОЛА ЖИЗНИ
Концепция школы жизни
Высшая задача взрослого по отношению к ребёнку – помочь выйти на путь реализации своей космической задачи.
Какие условия должна создать школа, чтобы это случилось?
Прежде всего, удовлетворить три важнейших составляющих гармоничного развития любого человека:
Ниже мы попробуем отразить для Вас основные принципы нашей школы на примере особо запомнившихся событий.
Интеллектуальное развитие
Археологическая экспедиция… Она началась с Больших историй, рассказанных в начале года. Происхождение жизни на Земле и история древнего мира вызвали у детей жгучий интерес.
И вдруг мы узнали, что недалеко от нашей школы есть подтверждение существования далёкой жизни! Экспедиция состоялась - найдены породы с отпечатками древних растений!
Но сколько же им лет? Ответить на этот вопрос смогли только учёные Биолого-почвенного института, с которыми мы подружились: ходили в гости к ним, приглашали к себе.
Вместе с профессором института были найдены породы, представляющие особую ценность для науки. Вот так мы внесли свой вклад в науку!
Именно через такую деятельность нам удаётся реализовывать принцип сопричастности к общечеловеческой деятельности и принцип практической значимости познания.
Принцип глобальности и значимости изучаемого вопроса
Серьёзность и «величина» изучаемого вопроса существенным образом влияет на мотив к обучению. Интерес к происхождению жизни на Земле взволновал всех: и детей, и родителей.
В горячих дискуссиях прошла совместная встреча. К одной точке зрения не пришли. И даже хорошо! Оставляем слово за вами, дети - вырастайте и получайте самостоятельные ответы!
Красота осени…
Фотоэкспедиция – фотовыставка. Обучение через наблюдение, чувственный опыт – один из важных принципов начальной школы.
Какое дерево мне особо нравится? Доклады… А вот я в образе берёзы или ивы… Что теперь я чувствую к окружающей меня красоте?
Принцип интеграции наук и преломление через практическую деятельность
Изучаем анатомию. Клетка человека – сложнейшее устройство. Какие условия нужны для её безупречной работы?
Изучаем ботанику. Питание. Первые весенние ростки у нас под ногами – щавель, звездчатка, корень лопуха.
Почему растения так названы? Отвечает русский язык.
Чем полезны, какие блюда можно из них приготовить? Познаем на практике и подключаем валеологию.
И всю весну у нас на столе эти волшебные растения! И в который раз вспоминаешь об экологичности района, в котором находится наша школа – санаторно-курортной зоне города.
Принцип погружения. Экскурсия на метеостанцию
Почему зимой воздух холодный, идет снег, а не дождь? Почему дует ветер и откуда он берется? Как готовят прогноз погоды? Почему зима называется таким словом? Что в природе происходит? И снова куча вопросов, идущих от детей (принцип мотивированного обучения), превращается в событие, захватывающее всех: изучение физики, географии, подготовка докладов, поход на метеостанцию. И все это по-настоящему интересно детям! А это принцип погружения.
Русский язык. Тайна азбуки
Круги, посвященные русскому языку, достигли своей цели – вызвали истинное удивление у детей.
Оказывается, русский язык тоже наука, до конца неизученная, со своими тайнами, которые открываются людям до сих пор… «Всеясветная грамота» - наследие наших предков – славян, обнаруженное совсем недавно. Образы букв поражают воображение. Так вот откуда азбука произошла! И через буквы азбуки даны были людям основы жизни: «Добро, люди, мыслете!»
Принцип ощущения чувства успешности, значимости
Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин – хранители этих основ… Вдохновленные этими историями дети захотели писать книги, рассказы. И нашлась газета, которая захотела это издать!!! А как выпускают газеты? (экскурсия в типографию).
А где хранятся книги? (Поход в библиотеку).
Психологическое здоровье
Что нужно знать и уметь, чтобы сохранять и укреплять психологическое здоровье каждого ребенка? Наверное, для начала нужно очень сильно этого хотеть, а потом искать возможности…
Быть чуткими, наблюдательными, вдумчивыми, обладать необходимыми психологическими знаниями – вот условия для достижения этой задачи.
Первый помощник в этом – психологическая служба Центра.
Работа родительской школы, индивидуальные консультации, психологическое обучение сотрудников школы, а в результате - сияющие глаза мамы и папы и спокойный ребенок, возвращенный к самому себе.
Самопринятие и принятие другими – основы психологического здоровья. Ребенку так важно чувствовать, что его любят, принимают, понимают, слышать, знать, что он важен и его присутствие необходимо. Дать ему это ощущение мы можем через признание его талантов. Только в совместной деятельности, объединяющей всех, можно это прочувствовать и понять в полной мере. И еще научиться существовать рядом друг с другом.
Одним из мощных проектов, позволяющих нам это реализовать, стал проект «Открой свое сердце».
Мы вышли ко всей образовательной школе, в которой живет наш класс, с предложением поучаствовать в благотворительной акции в виде ярмарки и спектакля, поставленного детьми. «Что хотите, дети, что умеете? Все можно!» - и два месяца шла работа, в которой были задействованы дети с первого по одиннадцатый класс: штабы декораторов, костюмеров, артистов, музыкантов, специалистов по связям с общественностью (пригласить радио, телевидение) – готовился спектакль. Мастер-классы под руководством детей – готовилась ярмарка. И каждый выполнял то, что лучше всего умел.
Событие состоялось, оставив глубокий след в памяти. О нем узнал весь город, а мы многое узнали о себе и о других. И еще раз убедились, что для любого ребенка можно найти то, что даст ему ощущение нужности, неповторимости, успешности.
Принцип тесной взаимосвязи семьи и школы
Далеко или близко, с ночевкой или без, на вершины, на равнины, к речке или к морю, с баней или без – неважно. Главное – вместе! Как помогает такая обстановка наладить тесное сотрудничество семьи и школы, когда есть доверие, открытость, взаимопонимание.
Клетка человека питается и растет, питается белками, углеводами, микроэлементами. А чем питается психика человека? Благодаря чему укрепляется? Эмоциями и чувствами, доставляющими радость. Радость созидания, раскрытия, творчества. Разве может без этого состояться школа? Или воспитание – питание оси? Какая деятельность приносит эту радость?
Физическое развитие
Еще одна радость, которую нельзя отнять у детей и благодаря которой они растут, - это радость движения! Сколько его должно быть, чтобы не исчезларадость всей жизни? Много!!! И дети сами покажут, когда уже хватит. И, умиротворенные, захотят заняться чем-то другим. Мы помним, физическое здоровье – это первооснова.
Именно поэтому физкультура каждый день, и обязательно на улице, чтобы впустить в себя силу и красоту природы. А зимой лыжня – и тоже каждый день! И обязательно - любимые детьми и родителями дни здоровья!
Суть школы не должна сводиться к институту накопления знаний, это настоящая жизнь во всех ее проявлениях. Нам удается сохранять в детях желание познавать мир, их удивление от его многообразия, восторг от их собственных открытий, эмоциональное благополучие, хорошее настроение и желание бежать в любимую школу!